Мобильные пользователи в Казахстане стоят в 10 раз дешевле посетителей веб-пространства

Мобильные пользователи в Казахстане стоят в 10 раз дешевле посетителей веб-пространства

Мобильные пользователи в Казахстане стоят в 10 раз дешевле посетителей веб-пространства

Онлайн-сервис Naimi.kz позволяет находить исполнителей бытовых задач в Алматы и Астане. Улан Кайрбеков, сооснователь и исполнительный директор приложения, рассказал в беседе с корреспондентом ресурса vc.ru об эффективных бизнес-моделях, особенностях запуска стартапа в Казахстане и о преимуществах мобильного приложения.

О том, как все начиналось


На вопрос о том, были ли попытки начать бизнес во время учёбы в Сингапуре, Улан ответил, что учёба в Сингапуре давалась ему сложно, поэтому основную часть своего времени он посвящал образованию. Однако совместно с Магжаном (Магжан Мадиев - соучредитель Naimi.kz — прим. ред.), который учился в то время в Китае, они пробовали создать социальную сеть для зарубежных студентов из Казахстана. По словам Улана попытка эта была неудачная, поскольку товарищи не знали, как именно создаются подобные проекты. Однако для их обоих, по мнению Улана, она послужила хорошим уроком: будущие партнёры осознали, что деньги нужно делать здесь и сейчас.

О причинах перехода в бизнес с госслужбы


Следующий вопрос, который был задан исполнительному директору сервиса, был связан с возвращением в Казахстан. Поскольку Улан работал некоторое время в Министерстве финансов и национальных компаниях, у него спросили о причинах ухода в бизнес. Предприниматель ответил, что эта карьера, которая у него началась, вероятно, была не совсем тем занятием, чем он хотел бы заниматься и чему готов был посвятить свою жизнь. Бесконечные совещания, согласования, обилие бумажной работы. По его мнению, карьере на государственной службе можно себя посвятить, но для этого должна быть необходимая вовлеченность.

В этот период времени школьные друзья Улана уже основали 2 бизнеса — клининговую компанию и digital-агентство — из которых в дальнейшем и вырос Naimi.kz. Он решил присоединиться к друзьям — пришел на помощь партнеру, занятому в сфере клинингового бизнеса.

О традиционном бизнесе в Казахстане


Далее Улана попросили рассказать по поводу реального бизнеса, насколько легко или тяжело вести в Казахстане именно традиционный бизнес?

На вопрос предприниматель ответил, что, по его мнению, в Казахстане для такого бизнеса созданы все благоприятные условия. К примеру, упрощенный режим налогообложения позволяет открыть то же самое ТОО всего за 15 минут. Необходимо всего лишь запустить рекламу в Google AdWords, «Яндекс.Директе» и можно приступать к работе. Никаких препятствий со стороны государства или проверок партнёры не ощутили.

Откуда взялась идея naimi.kz


Когда спросили, как предприниматель пришёл к идее создания Naimi.kz, Улан рассказал, что после начала работы в клининге, он совместно с партнером длительное время пребывали в поиске вариантов для развития компании. На тот период они в основном сотрудничали с юридическими лицами, однако после выхода на работу с частниками выяснилось, что их главными конкурентами стали самозанятые исполнители.

У таких клиентов, согласно рассказу исполнительного директора, как правило, дома уже имелось все необходимое оборудование. Всё, что требовалось – это прийти к ним и убраться, с чем успешно справлялись и самозанятые специалисты. Тогда партнёры придумали платформу, посредством которой можно было бы агрегировать таких частных специалистов.

Когда Улану задали вопрос о том, были ли уже подобные аналоги, которые могли бы стать ориентирами в деятельности сооснователей, он ответил, что на тот момент партнёры даже не знали об их существовании. Лишь углубившись в эту тему, они увидели, что, в действительности, в России уже стремительно развивались YouDo и PROFI.RU, в США — Handy, Taskrabbit, Thumbtack и многие другие. Тогда как в Казахстане схожих проектов не было.

О размерах инвестиций в проект


Далее предпринимателя спросили о том, где партнёры нашли первоначальные инвестиции и о сумме стартового вложения в проект. По словам бизнесмена, на начальном этапе вложения производились из личных средств на суму порядка 50 тысяч долларов. В декабре 2014 года сформировалась идея, и до февраля пребывал в разработке первый прототип. Вслед за запуском сайта последовали поиски инвестиций. Фаундеры подготовили презентацию и написали декларацию о том, что они привлекут один миллион долларов или разыграют свой Lexus ES 350.

О первых инвесторах


Где-то в течение двух недель после запуска упомянутой декларации компанией начали интересоваться инвесторы. В конечном итоге инвестиции в размере миллиона долларов предоставил венчурный фонд Ordabasy Ventures. На тот момент это было 185 миллионов тенге, однако уже по прошествии девальвации сумма составила чуть более 500 тысяч долларов.

На вопрос о том получали ли партнёры гранты от государства, выигрывали ли государственные тренды (много астанинских компаний существует благодаря государственной поддержке), Улан ответил, что от государства денег они не получали никогда.

Как искали первых пользователей приложения


С учётом сказанного предпринимателя спросили, - насколько тяжело, в таком случае, было привлекать исполнителей и первых пользователей?

Улан рассказал, что после того как идея созрела, они сразу же начали обзвон. У соучредителей ничего не было: они всего лишь создали Google Форму, после чего, используя сайты бесплатных объявлений, начали обзванивать всех исполнителей и приглашать их к сотрудничеству с проектом. На момент запуска компании у них уже имелась своя база, поскольку партнёры обработали около 1000 исполнителей. Первые заказчики, были из числа тех друзей и родственников, которые решились первыми опробовать сервис.

О механизме работы проекта


На вопрос о подробностях работы механизма предприниматель ответил, что в компании есть два приложения: одно из которых разработано для заказчиков, а второе для исполнителей. Заказчику необходимо скачать приложение, создать заявку согласно своим потребностям, установить местоположение и прикрепить фотографию. Далее сотрудники компании модерировали заявку и отправляли ее своим исполнителям, соответствующим заданным критериям.

Если исполнителя заинтересовала заявка, то в ответ он отправит свое предложение. По словам Улана, за полтора года исполнители сервиса уже заработали около 250 миллионов тенге, что равняется 50 миллионам рублей. В базе на данный момент зарегистрировано около 35 тысяч заказчиков и 13,5 тысяч исполнителей.

Следующий вопрос был уточняющего характера о том, почему компаньоны решили создать два отдельных приложения, а не создать одно разделённое на исполнителя и заказчика. Улан ответил, что разработанное для исполнителей приложение больше ориентировано на Android, а в созданной для заказчиков программе упор делается на iOS. Согласно словам предпринимателя, платформа созданная компанией, намного сложнее, чем, к примеру, продукты схожего характера, специализирующиеся на рынке такси.

Исполнительный директор сервиса утверждает, что их компания предлагает широкий спектр услуг, и им важно, чтобы приложение, созданное для пользователя, было как можно проще. Компания и сейчас трудится над максимальной реализацией этой цели. К тому же у исполнителей есть возможность оставлять заявки и в качестве заказчиков. При этом постоянно переходить из одного режима в другой было бы неудобно.

О поиске подходящей бизнес-модели


Также с учётом того, что для подобных сервисов найти правильную бизнес-модель очень важно, предпринимателя спросили, - насколько долго партнёры её искали и почему в результате от комиссии решили отказаться?

По его словам, первоначально соучредители в качестве бизнес-модели выбрали сбор комиссии с исполнителей. Разумеется, исполнители с заказчиками сразу начали договариваться о том, что сделка якобы не состоялась. В итоге заказчик получал скидку, а исполнитель не выплачивал сервису комиссию.

На данный момент, повторение таких ситуаций полностью исключается, поскольку сервис перешел на платёжную модель pay-per-lead (PPL): исполнителю, для получения заказа, необходимо сначала оплатить компании от 50 до 225 тенге (10–45 рублей). Сумма будет зависеть от сложности услуги. В настоящее время монетизация пока действует только в Астане, а в городе Алматы, в котором компания работать начала не так давно, сервис еще в процессе набора пользовательской базы, и услуги осуществляются бесплатно.

О том, как решались проблемы с уводом клиентов


Следующий вопрос задали Улану о том, не кажется ли ему, что новая модель проблему не решила, поскольку заинтересованность исполнителя в том, чтобы увести клиента повысилась, просто делать это он будет уже после первого контакта и если это так, то предпринимателя попросили уточнить как в компании решают эту проблему.

По словам исполнительного директора, заказчики повторно обращаются в сервис из-за наличия отзывов, удобства, а также сочетания цены и качества. Компания постоянно трудится над улучшением этих критериев. Кроме того, повышается число исполнителей, которые просят клиентов оформлять заказы через приложение, поскольку они заинтересованы в получении новых отзывов в свою анкету.

Поскольку выход сервиса на рынок Алматы произошёл недавно, Улана спросили, насколько критичными являются трудности, вызванные нехваткой базы специалистов, ведь исходя из отзывов алматинцев, на текущий момент исполнители замечают далеко не все заявки, и сейчас приложение работает не так, как бы этого хотели заказчики.

На этот вопрос Улан ответил что, по его мнению, многие сервисы на момент выхода на другие рынки попадают в похожую ситуацию. Сейчас в Алматы сервис работает в бета-режиме — налаживаются все бизнес-процессы, сотрудники трудятся над наполнением базы. Как только эти недочеты будут исправлены, начнётся освоение рынка.

Почему был выбран мобильный рынок для развития


Возвращаясь немного назад, предпринимателя спросили, почему компания, начав свою деятельность в формате сайта, все-таки перешла на работу в качестве приложения.

В начале деятельности, по словам Улана, все время уделялось сайту. Однако в августе 2015 года удалось создать самое простое мобильное приложение, которое позволяло собирать заявки исключительно от заказчиков. Но поскольку очень скоро стал очевиден факт превосходящего сравнительно с сайтом роста заявок, партнёры решили полностью перейти в приложение. Это связано и с тем, что предыдущая модель была не такой удобной, потому что все обрабатывалось посредством колл-центра: заказчик оставлял заявку, операторы компании созванивались с соответствующим исполнителем, что было очень дорого.

Партнёры начали думать, как исправить ситуацию, и пришли к выводу, что необходимо направить силы на разработку мобильного приложения, ориентированного на исполнителей. Перед этим компаньоны проводили с ними многочисленные интервью, поскольку были большие сомнения в готовности рынка к сотрудничеству посредством мобильной платформы. Выяснилось, что рынок всё-таки готов.

Выпуск приложения для заказчиков и исполнителей, где использовалась новая бизнес-модель, произошёл в феврале 2016 года. Согласно этой модели исполнители оплачивали компании за контакты заказчика.

В Алматы и Астане люди являются активными пользователями мобильных приложений, нет ли каких-то опасений насчет регионов, - задали вопрос Улану.

Предприниматель ответил, что опасений никаких нет, поскольку в Казахстане мобильный рынок ежегодно растет и, по его мнению, выбор, который в своё время сделал он с партнёром, был правильным. Заказать услугу через сайт уже не получится — он ведет лишь на загрузку мобильного приложения.

Сколько времени уходит на поиск исполнителя и сколько стоит услуга


Далее вопрос задали о среднем времени, в течение которого заказчик находит исполнителя и о соотношении стоимости услуг со средней стоимостью на рынке.

Улан ответил, что в будний день исполнитель находится максимум в течение одного-двух часов. Откликов ближе к ночи, соответственно, будет меньше. Стоимость, по его словам, будет зависеть от исполнителей. В компании даже образовалась проблема, когда новые исполнители начинали демпинговать. На данный момент, с этим ведётся борьба посредством специально подобранной системы проверки для отсеивания таких исполнителей.

Как проверяется база исполнителей


В следующем вопросе внимание акцентировалось на том, что для пользователей подобных сервисов очень важными являются безопасность и качество оказанных услуг.

По словам исполнительного директора, компания разработала программу проверки. Каждый исполнитель должен подтвердить свою личность, чтобы люди за свою работу осознавали всю полноту ответственности. Если качество работы исполнителя подтверждается положительными отзывами более десяти раз, то он получает статус «проверенного исполнителя».

За весь период работы сервиса был лишь один случай формального не выполнения услуг, и тот больше курьезный, чем преднамеренный. По условиям заказа, от исполнителя требовалась чистка ковров, он их забрал и перестал выходить на связь. По истечении, какого-то времени, заказчик начал жаловаться в компанию. Как оказалось, исполнитель просто отправился выполнять заказ и, в конечном счете, чистые ковры всё-таки принёс.

Далее предпринимателя спросили, что если исполнитель свою работу все-таки не выполнит, берёт ли компания на себя, хоть какую-то ответственность.

Улан ответил, что сотрудники стараются такие риски максимально приблизить к нулю, применяя систему отзывов для исполнителей, программу проверки и рейтинга. При необходимости компаньоны готовы сотрудничать с органами правопорядка, но не следует забывать, что сервис является лишь платформой, соединяющей исполнителей с заказчиками.

И в самом деле, на сайте компании опубликовано достаточно объемное соглашение, согласно которому компания не несет ответственности за упущенную выгоду, качество услуг, а также достоверность и точность информации. Исходя из этого, исполнительного директора спросили, пытаются ли партнёры оградить, таким образом, себя от рисков.

Согласно его словам, подобное решение на этапе развития проекта является необходимостью. Но в дальнейшем партнёры планируют исправить эту ситуацию. На данный момент на стадии разработки находится программа по фильтрации и отбору исполнителей, благодаря чему компания сможет гарантировать качество их работы. В ближайших планах ее запуск.

Следующий вопрос был о том, является ли сервис для исполнителей по большей части дополнительным заработком.

Улан ответил, что с исполнителями проводилось достаточно много интервью, из которых в основном следует, что Naimi.kz стал для этих людей основным источником дохода. Хотя, разумеется, среди них есть и работники компаний, для которых эта платформа является подработкой. Сотрудники сервиса в свою очередь самыми разнообразными способами стремятся повысить их мотивацию работать через программу Naimi.kz. Каждый зарегистрировавшийся исполнитель получает 200 тенге (40 рублей), благодаря чему ему предоставляется возможность просто опробовать платформу и понять — хочет он работать с такой программой или нет.

О самых необычных и популярных услугах


Самым необычным оказалось задание за 3000 тенге (600 рублей). Нужно было скачать с флешки видео и загрузить его на Facebook. В числе заказов были, в том числе, и заявки отстоять очередь в налоговую, чему, в принципе, особо удивляться не приходится, если учитывать, как сложно бывает сдавать отчетность в налоговую. Если рассмотреть самые востребованные услуги, то к ним относятся мелкий бытовой ремонт, электрика, сантехника, грузоперевозки, установка дверей.

команда naimi.kz

О быстром росте популярности и о том, как выстраивался маркетинг


Улан ответил, что при продвижении сайта поначалу было весьма сложно конкурировать с косвенными соперниками, такими как OLX.kz, Satu.kz. После перехода компании на мобильное приложение работать стало намного проще. Рынок приложений в Казахстане развит слабо, по этой причине привлечь клиентов загрузить мобильное приложение обойдётся в 8–10 раз дешевле, чем мотивировать их зайти на сайт.

Помимо этого, к главным причинам популярности можно отнести «сарафанное радио». Через сервис исполнители неплохо зарабатывают и часто советуют его своим клиентам и коллегам. Заказчики, которым удаётся быстро найти подходящих исполнителей, делятся этой информацией со своими друзьями и близкими. По мнению Улана, это и есть основной двигатель быстрого роста.

Не так давно предприниматель был на встрече с премьер-министром страны, поэтому его спросили, был ли Naimi.kz одним из инициаторов проведённой встречи.

Улан рассказал, что сооснователь Naimi.kz Магжан Мадиев побывал в США, после чего понял, как сильно отстает его страна. По завершению поездки Мадиев принимал участие во встрече предпринимателей с тогдашним премьер-министром Каримом Масимовым. Одним из вопросов, которые он поднял на встрече, был вопрос об актуальности развития в стране стартап-экосистемы.

В результате предложений была организована другая встреча с премьер-министром, которым на тот момент уже стал Бакытжан Сагинтаев. Встреча проводилась с представителями ИТ-индустрии. По словам предпринимателя, приятен факт живого интереса премьер-министра к тому, какие проблемы существуют на рынке ИТ, чего не хватает ИТ-бизнесу и что нужно для решения проблем.

О трудностях развития проекта


Наиболее болезненным вопросом для Улана и его команды является вопрос нехватки хороших работников. Многие квалифицированные специалисты покидают страну. За полтора года существования компания потеряла несколько человек, уехавших за границу. Также всплывали налоговые вопросы и вопросы, связанные с созданием площадки для стартап-среды, приводились примеры Start-Up Chile в Чили и технопарка MaGIC в Малайзии, которые в одно и то же время являются государственными и показывают весьма крутые результаты.

Источник: https://vc.ru/p/naimikz

Поделиться
by Анна Моторная
Разделы:
Популярные статьи: